Нуа́р (фр. film noir — «чёрный фильм») — кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны.
Список фильмов:
читать дальшеРанний нуарРанний нуар
август 1940 — «Незнакомец на третьем этаже» Бориса Ингстера
ноябрь 1940 — «Письмо» Уильяма Уайлера
январь 1941 — «Высокая Сьерра» Рауля Уолша
октябрь 1941 — «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона (эталон жанра)
ноябрь 1941 — «Ночной кошмар» Х. Брюса Хамберстоуна
декабрь 1941 — «Жестокий Шанхай» Джозефа фон Штернберга
май 1942 — «Оружие для найма» Фрэнка Таттла
октябрь 1942 — «Стеклянный ключ» Стюарта Хейслера
январь 1943 — «Тень сомнения» Альфреда Хичкока
Зрелый нуарЗрелый нуар
январь 1944 — «Жилец» Джона Брама
февраль 1944 — «Леди-призрак» Роберта Сиодмака
июнь 1944 — «Рождественские каникулы» Роберта Сиодмака
август 1944 — «Когда незнакомцы женятся» Уильяма Касла
сентябрь 1944 — «Двойная страховка» Билли Уайлдера и «Странники в ночи» Энтони Манна
октябрь 1944 — «Лора» Отто Премингера и «Министерство страха» Фрица Ланга
ноябрь 1944 — «Женщина в окне» Ф. Ланга[3]
декабрь 1944 — «Подозреваемый» Р. Сиодмака и «Убийство, моя милая» Эдварда Дмитрыка
март 1945 — «Странная иллюзия» Эдгара Г. Ульмера
февраль 1945 — «Площадь похмелья» Дж. Брама
август 1945 — «Странное дело дяди Гарри» Р. Сиодмака
сентябрь 1945 — «Милдред Пирс» Майкла Кёртиса
октябрь 1945 — «Заворожённый» А. Хичкока и «Падший ангел» О. Премингера
ноябрь 1945 — «Потерянный уикэнд» Б. Уайлдера, «Объезд» Э. Г. Ульмера и «Меня зовут Джулия Росс» Джозефа Х. Льюиса
декабрь 1945 — «Бог ей судья» Джона М. Стала, «Загнанный в угол» Э. Дмитрыка и «Улица греха» Ф. Ланга
февраль 1946 — «Джильда» Чарльза Видора
апрель 1946 — «Синий георгин» Джорджа Маршалла и «Тёмный угол» Генри Хэтэуэя
май 1946 — «Почтальон всегда звонит дважды» Тэя Гарнетта и «Чужестранец» Орсона Уэллса
июнь 1946 — «Где-то в ночи» Джозефа Л. Манкевича
июль 1946 — «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
август 1946 — «Глубокий сон» Говарда Хоукса[3], «Дурная слава» А. Хичкока, «Убийцы» Р. Сиодмака и «Чёрный ангел» Роя Уильяма Нила
сентябрь 1946 — «Катастрофа» Ирвинга Рейса
октябрь 1946 — «Тёмное зеркало» Р. Сиодмака
ноябрь 1946 — «Погоня» Артура Рипли и «Подводное течение» Винсента Миннелли
декабрь 1946 — «Медальон» Дж. Брама
январь 1947 — «Леди в озере» Роберта Монтгомери и «Рассчитаемся после смерти» Джона Кромвелла
март 1947 — «Бумеранг!» Элиа Казана, «Красный дом» Делмера Дэйвса и «Подставленный» Ричарда Уоллеса
апрель 1947 — «Страх в ночи» Максвелла Шейна
май 1947 — «Долгая ночь» Анатоля Литвака, «Отчаянный» Э. Манна, «Паутина» Майкла Гордона и «Рождённый убивать» Роберта Уайза
июнь 1947 — «Грубая сила» Жюля Дассена и «Женщина на пляже» Жана Ренуара
июль 1947 — «Мне не поверят» Ирвинга Пичела, «Одержимая» Кёртиса Бернхардта и «Перекрёстный огонь» Э. Дмитрыка
август 1947 — «Поцелуй смерти» Г. Хэтэуэя и «Тело и душа» Роберта Россена
сентябрь 1947 — «Подставили!» Э. Манна и «Чёрная полоса» Д. Дэйвса
октябрь 1947 — «Аллея кошмаров» Эдмунда Гулдинга и «Вне подозрений» М. Кёртиса
ноябрь 1947 — «Из прошлого» Жака Турнёра
декабрь 1947 — «Леди из Шанхая» О. Уэллса и «Агенты казначейства» Э. Манна
январь 1948 — «Тайна за дверью» Ф. Ланга и «Я всегда одинок» Байрона Хэскина
февраль 1948 — «Звонить: Нортсайд 777» Г. Хэтэуэя
апрель 1948 — «Безжалостный» Э. Г. Ульмера и «Большие часы» Джона Фэрроу
май 1948 — «Обнажённый город» Ж. Дассена и «Грязная сделка» Э. Манна
июль 1948 — «Ки-Ларго»[14] Дж. Хьюстона
август 1948 — «Западня» Андре де Тота и «Бессмысленный триумф» Стива Секели
сентябрь 1948 — «Извините, ошиблись номером» А. Литвака, «Плач большого города» Р. Сиодмака и «Придорожное заведение» Жана Негулеско
октябрь 1948 — «Восход луны» Фрэнка Борзейги
ноябрь 1948 — «Он бродил по ночам» Альфреда Л. Веркера
декабрь 1948 — «Сила зла» Абрахама Полонски
январь 1949 — «Крест-накрест» Р. Сиодмака и «Обвиняемая» Уильяма Дитерле
февраль 1949 — «Пленница» Макса Офюльса
март 1949 — «Подстава» Р. Уайза и «Удар» Артура Любина
апрель 1949 — «Чемпион» Марка Робсона
июль 1949 — «Дом незнакомцев» Дж. Л. Манкевича
август 1949 — «Окно» Теда Тецлаффа и «Слишком поздно для слёз» Б. Хэскина
сентябрь 1949 — «Белое каление» Р. Уолша
октябрь 1949 — «Воровское шоссе» Ж. Дассена, «За лесом» Кинга Видора и «Момент безрассудства» М. Офюльса
ноябрь 1949 — «Водоворот» О. Премингера и «Они живут по ночам» Николаса Рэя
Поздний нуарПоздний нуар
январь 1950 — «Без ума от оружия» Дж. Льюиса и «Дело Тельмы Джордон» Р. Сиодмака
апрель 1950 — «Мёртв по прибытии» Рудольфа Мате
март 1950 — «Дом у реки» Ф. Ланга и «Переулок» Э. Манна
май 1950 — «Асфальтовые джунгли» Дж. Хьюстона и «В укромном месте» Н. Рэя
июнь 1950 — «Ограбление инкассаторской машины» Ричарда Флейшера, «Паника на улицах» Э. Казана и «Там, где кончается тротуар» О. Премингера
июль 1950 — «Где живёт опасность» Дж. Фэрроу
август 1950 — «Бульвар Сансет» Б. Уайлдера[14] «Леди без паспорта» Дж. Х. Льюиса и «Распрощайся с завтрашним днём» Гордона Дугласа
сентябрь 1950 — «Переломный момент» М. Кёртиса и «Спящий город» Джорджа Шермана
октябрь 1950 — «Тёмный город» У. Дитерле
ноябрь 1950 — «Женщина в бегах» Нормана Фостера
декабрь 1950 — «Звук ярости» Сая Эндфилда
январь 1951 — «Насаждающий закон» Британи Уиндаста
февраль 1951 — «Крик об опасности» Роберта Пэрриша
май 1951 — «Вор» Джозефа Лоузи
июнь 1951 — «Незнакомцы в поезде» А. Хичкока
июль 1951 — «Туз в рукаве» Б. Уайлдера
август 1951 — «Женщина его мечты» Дж. Фэрроу
ноябрь 1951 — «Детективная история» У. Уайлера
январь 1952 — «Скандальная хроника» Фила Карлсона
февраль 1952 — «На опасной земле» Н. Рэя
март 1952 — «Город в плену» Р. Уайза
апрель 1952 — «Макао» Дж. фон Штернберга
май 1952 — «Снайпер» Э. Дмитрыка и «Узкая грань» Р. Флейшера
июнь 1952 — «Стычка в ночи» Ф. Ланга и «Афера на Тринидаде» В. Шермана
август 1952 — «Внезапный страх» Дэвида Миллера
ноябрь 1952 — «Тайны Канзас-сити» Ф. Карлсона
декабрь 1952 — «Ангельское личико» О. Премингера
январь 1953 — «Ниагара» Г. Хэтэуэя
март 1953 — «Синяя гардения» Ф. Ланга
апрель 1953 — «Попутчик» Айды Лупино
май 1953 — «Доля секунды» Дика Пауэлла
июнь 1953 — «Происшествие на Саут-стрит» Сэмюэла Фуллера
август 1953 — «Город, который никогда не спит» Джона Х. Ауэра
октябрь 1953 — «Ривер-стрит, 99» Ф. Карлсона и «Сильная жара» Ф. Ланга
январь 1954 — «Волна преступности» А. де Тота
август 1954 — «Человеческое желание» Ф. Ланга
февраль 1955 — «Большой ансамбль» Дж. Льюиса
май 1955 — «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[3][15]
август 1955 — «История в Феникс-сити» Ф. Карлсона
сентябрь 1955 — «Поцелуй убийцы» Стэнли Кубрика
октябрь 1955 — «Часы отчаяния» У. Уайлера
ноябрь 1955 — «Большой нож» Р. Олдрича
февраль 1956 — «Оттенок алого» Аллана Двона и «План преступления» Марка Стивенса
март 1956 — «Пожалуйста, убей меня» Питера Годфри
май 1956 — «Пока город спит» Ф. Ланга, «Убийство» С. Кубрика и «Тем тяжелее падение» М. Робсона
сентябрь 1956 — «За пределами разумного сомнения» Ф. Ланга
декабрь 1956 — «Не тот человек» А. Хичкока
январь 1957 — «Сумерки» Ж. Турнёра
июнь 1957 — «Взломщик» Пола Уэндкоса и «Сладкий запах успеха» Александра Маккендрика
май 1958 — «Печать зла» О. Уэллса
июнь 1958 — «Линейка» Дона Сигела
октябрь 1958 — «Девушка с вечеринки» Н. Рэя
декабрь 1958 — «Убийство по контракту» Ирвинга Лернера
октябрь 1959 — «Ставки на завтра» Р. Уайза и «Кровавое кимоно» С. Фуллера
Фильмы других стран, снятые в нуаровой стилистикеФильмы других стран, снятые в нуаровой стилистике
«Пепе ле Моко» Жюльена Дювивье (1936)[16]
«Одержимость» Лукино Висконти (1943)
«Ворон» Анри-Жоржа Клузо (1943)
«Выбывший из игры» Кэрола Рида (1947)
«Третий человек» Кэрола Рида (1949)
«Бездомный пёс» Акиры Куросавы (1949)
«Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
«Потерянный» Петера Лорре (1951)
«Не тронь добычу» Жака Беккера (1954)
«Мужские разборки» Жюля Дассена (1955)
«Боб — прожигатель жизни» Жана-Пьера Мельвиля (1955)
«Дьяволицы» Анри-Жоржа Клузо (1955)
«Лифт на эшафот» Луи Маля (1957)
«Загнанный волк» Ясудзо Масумуры (1960)
«На ярком солнце» Рене Клемана (1960)
«Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо (1960)
Пародии на нуарПародии на нуар
Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие штампы такого рода фильмов:
«Театральный фургон» Винсента Миннелли
«Мёртвые пледов не носят» Карла Райнера
«Голый пистолет» Дэвида Цукера
«Гудзонский ястреб» Майкла Леманна
«Кто подставил кролика Роджера?» Роберта Земекиса
«Поцелуй навылет» Шейна Блэка
Нуар
Нуа́р (фр. film noir — «чёрный фильм») — кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны.
Список фильмов:
читать дальше
Список фильмов:
читать дальше